Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 Структурное подразделение
  КОУ Омской области
"Адаптивная школа-интернат № 17"

Суббота, 21.12.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Меню сайта
НП «Образование»
Метод. объединения
Профсоюз
Отклик
Объясняем.РФ
Портфолио
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Образование
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 

Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» для занятий с учащимися начальных классов во внеклассной работе в условиях адаптивной школы.

Автор Самохина А.В.

Пояснительная записка

В последние годы в России растет число жертв чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Трагедии чаще всего происходят из-за пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, к выходу из них без ущерба для собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

Особенно важно это учитывать в воспитательной работе с «детьми особой заботы» в условиях специального (коррекционного) учреждения, так как зачастую такие дети испытывают беспомощность и неумение принимать адекватные решения, оказываясь одни, без помощи взрослых.

Практика показывает, что начинать обучение детей основам безопасной жизнедеятельности необходимо в начальных классах, так как именно в этом возрасте легче закладывается база всех знаний, формируется моральная и психологическая устойчивость к условиям повышенной опасности, ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

Анализ изученной литературы авторов: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, В.А.Фёдоров, Топо
ров И.К., МП. Фролов, А.Т. Смирнов, А.Г. Малов-Гра, Г.Н. Шевченко, Мардерфельд В. Л, Петров С. В. и др. показывает, что данная проблема недостаточно проработана применительно к условиям специального(коррекционного) учреждения VIII вида, поэтому возникла необходимость в разработке программы внеклассной работы «Основы безопасной жизнедеятельности».

Цель программы:

 Формирование навыков безопасной жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста

в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы УШ вида

 Задачи:

  • Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в современной повседневной жизни и способам выхода из опасных и чрезвычайных ситуаций
  • Формирование навыков безопасной жизнедеятельности
  • Воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
  • основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях;
  • простейшие навыки медицинской помощи при неотложных ситуациях.

Программа рассчитана на занятия с детьми начальных классов в условиях специального
(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида во внеклассной работе в течение 4-х
лет. Тематический план содержит вопросы безопасности детей дома, на улице, на природе, прак
тической и медицинской помощи. Кроме этого сквозной линией через все темы проходят вопросы ЗОЖ. Содержание программы будет усложняться и расширяться в зависимости от года обучения .

Занятия по курсу «ОБЖ» будут проходить три раза в месяц по вторникам в классном кабинете, игровой, во время прогулки на свежем воздухе. Тема «Правила дорожного движения» выделена отдельно и занятия по данной теме будут проходить 1 раз в месяц.

Продолжительность занятий 20-40 минут ( в тематическом плане условно 1 час).

К проведению занятий будут привлекаться: инспектор ПДД, пожарной охраны, медсестра, музыкальный работник, социальный педагог школы, родители.

Для успешной реализации программы необходима следующая материальная база; компь-
тер, музыкальный центр, адио- и видео- материалы, плакаты, дидактический и раздаточный материал.

 

Занятия будут проходить в игровой форме.

В содержание игр включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.

Игра — это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических на
выков в действиях, предпринимающих в опасных или аварийных ситуациях. Игра — отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях, например: пожар в доме, наводнение, правила поведения на дорогах.

Младшие школьники во время игры стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и затем воспринять её и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.
При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

  • быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);
  • иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице) — в этом случае не надо каждый раз придумывать новые сюжеты;
  • быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;
  • поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована (реалистична и проста) и связана с данной программой обучения, то её проще оценить.

Критериями результативности успешной реализации программы будут являться — знания детей:

  • факторов укрепляющих и разрушающих здоровье человека;
  • правил безопасного поведения человека в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;
  • способов безопасного поведения в природной среде
    умения и навыки:
  • правильно вести себя на улице, дома, на водоеме, в лесу, в криминогенных ситуациях и местах большого скопления людей;
  • уметь грамотно действовать при возникновении пожара;
  • соблюдать правила дорожного движения
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
    минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Полученные знания, умения и навыки будут отслеживаться на каждом занятии и в конце года с помощью рисунков, выполненных учащимися, ответов на вопросы, загадки, кроссворды, по результатам конкурсов и соревнований.

                                       Тематический план

Тема К-во
час
Из них
  Теор. практ
1. Основы ЗОЖ 13 3 10
2. Безопасное поведение на улице (ПДД) 9 2 7

1

 

3.

Безопасное поведение дома 2    
4. Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре 2    
5. Безопасное поведение на водоемах и в природной среде 2    
6. Домашние животные и возможные опасности, связанные с ними. 2    
7. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера 2    
8. Приемы оказания простейшей медицинской и практической помощи
пострадавшим
2    
  Всего часов 34 11 23

 

Литература, использованная при составлении программы

1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/ под ред. А. Т. Смирнова. — М.:Пр Рилионт, 2009.

2.Акимов В.А., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от
чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2008
З.Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 класса/ . 4.Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2006.

5.Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 3 — 4 кл — М.:Просвещение, 2008.

б.Анастасова Л.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс: рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010
7.Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации: 1-4
классы. — М.: Просвещение, 2009.

8.Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь для учащихся 3
класса начальной школы. — М.: Просвещение, 2006.

9.Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. — М.: Просвещение, 2006.

10.Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4 классы: Пособие для учащихся / п.В. Ижевский,Хренников Б.О. и др.; под ред. П.В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2007. — 64
11 .Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования детей ; под ред. П.В. Ижевского. — М.: Просвещение, 2009.

12.Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедея-
тельности: 6й класс: к учебнику МП.Фролова.- М.:АСТ: Астрель, 2011.
13.Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е.Я. Гаткин.- М.: Лист, 2007.
14.Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 4 класса М.: Изд. дом «Третий Рим»,
2006. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника»/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: 2008.
15.Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11
классы: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008.

16.Изучаем правила дорожного движения: Разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / Авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. — Волгоград: Учитель, 2008.

17.Изучение правил дорожного движения: Сценарии театрализованных занятий / Авт.-сост. Е.А.Гальцова. — Волгоград: Учитель, 2007.

18.Карпова Е.В. Игровые классные часы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы:Учебное пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2007.

19.Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»: 1 — 4 кл.: (Иллюстрированный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2009.

20.Мошкин В.Н. Безопасность ребенка [Текст] / В.Н. Мошкин. — Барнаул: АГИК, 2002.
21.Мошкин В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности [Текст] / В.Н. Мошкин,- Барнаул: АО А «Алтайский полиграфический комбинат», 2009.

22.Маслов, Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Г.А. Маслов: Учебное пособие для 6 класса.- Барнаул: АО «Полиграфист», 2006.

23.Мошкин, В.Н. Подготовка подростков к выживанию (в экстремальных ситуациях криминального характера) [Текст] / В.Н. Мошкин.- Барнаул: АГИК, 2007.

24.Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в
общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
25.Основы защиты от терроризма: Учебное пособие / С.Н. Вольхин, В.Г. Ляшко, А.В. Снегирев и др. — М.: Дрофа, 2007..

26.Петров С.В Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 5й класс: к учебнику МП.Фролова.. — М.:АСТ: Астрель, 2008.

 Литература для детей

  1. Астахов, П.А. Будь осторожен // Астахов П.А. Я и улица: Для ср. шк. возраста / Павел Астахов.-     М.: Эксмо, 2009. – Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар. Правила пожарной безопасности для населения // Основы Безопасности Жизнедеятельности. — 2006. -N11
  2. Комова М. Про кота Ваську, мальчика Мишу и пожарную безопасность // Там же. — 2008. — N
  3. Коробейникова А. Чтоб от огня уберечься умело // Там же. — 2004. — N 7/8.
  4. Радзиевская, Л.И. Ты и лес: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская; худ. В.Ломова.
    М.: ООО «Издательство Оникс», 2007.
  5. Радзиевская, Л.И. Ты один дома: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская. — М.: ООО
    «Издательство Оникс», 2008. — (Азбука безопасности).
  6. Смешуроки на дороге: Книга для чтения родителями детям. — М.: ООО «Издательство «Экс-
    мо», 2008. — (Школа смешариков)

 

Поиск
Онлайн-голосование
Год педагога
Главный корпус
Мы ВКонтакте
РЦ «Открытый мир»
Консультации
Соц.-псих. служба
8-800-200-04-11
ЗОЖ-55
Сайт для родителей
Цифровая школа
Родителям
Школьникам
Педагогам
...
Сетевичок
Полезные ссылки
ТГ (архив)
Вход на сайт
Copyright MyCorp © 2024uCoz