Программа «Квиллинг» (для занятий с детьми 8-14 лет).
Автор Самохина А.В.
Пояснительная записка
Квиллинг, от английского слова quill (птичье перо), — это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.
В 15-16 веке квиллинг считался искусством, в 19 веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).
Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии королева Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
Квиллинг имеет множество техник и стилей, это связано веяниями веков, через которые искусство путешествовало, изменяя географию, и форму создания.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
В настоящее время искусство работы с бумагой в коррекционном учреждении необходимо для развития мелкой моторики рук, координации движений, развития ВПФ( внимания, памяти, речи).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Сделанная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души. Поэтому занятия данным видом творчества интересно детям, оно воспитывает у детей аккуратность, развивает художественные способности, а также точную координацию и мелкую моторику рук.
“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Анализ изученной литературы авторов : Букина С.А, Букин М., Ступак Е. Зайцева А., и иностранных авторов показывает, что данная проблема недостаточно изучена применительно к условиям кружковой работы с детьми. Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Квиллинг».
Цель программы – развитие художественного вкуса и творческих способностей детей в процессе освоения техники квиллинга.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучение различным приемам работы с бумагой, созданию плоских и объемных композиций, выполненных в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развитие внимания, логического и пространственного воображения, мелкой моторики руки. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Формирование интереса к творчеству в стиле квиллинг.
- Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа “Квиллинг” рассчитана на один учебный год. Занятия будут проходить два раза в неделю по два часа. Группа рассчитана на 15 человек в возрасте от 8-10 лет до 14 лет.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
В процессе реализации программы используются различные приемы создания изделий из бумаги и картона :бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать работу: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
В процессе реализации программы используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (проблемная ситуация, устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, самостоятельное конструирование и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
— исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Для успешного освоения программы необходимы следующие условия: отдельный оборудованный для занятий кабинет, цветная бумага для квиллинга, клей ПВА, канцелярские принадлежности.
К занятиям будут привлекаться следующие специалисты: психолог, музыкальный работник, педагоги дополнительного образования ИЗО и др. Предполагаются посещения музеев, выставок и кружков др. учреждений.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
Будут знать:
Правила техники безопасности. Инструменты и материалы для квиллинга. Истоки возникновения квиллинга. Отличие этого вида творчество от других. Квиллинг в настоящее время. Отличия европейской школы квиллинга от корейской. Понятие «рол». Основные формы: “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Понятие «орнамент» Два основных вида орнамента- растительный и геометрический. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. Основные принципы построения композиции плоскостного изделия. Понятие о пропорциях, ритме, симметрии. Основы формообразования. Роль пропорции в построении формы. Особенности условного и обобщенного решения формы птиц и животных. Приведение скульптурного изображения к простым геометрическим формам: цилиндру, шару, конусу. Роль вспомогательных рельефных деталей в усилении характерных черт образа.
Будут уметь:
научатся различным приемам работы с бумагой, будут уметь создавать базовые формы квиллинга, овладеют навыками культуры труда;
научатся составлять, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами, а также на основе собственных схем и рисунков, приобретут навыки работы в коллективе.
Проверка результативности освоения программы будет проходить два раза в год: в декабре и мае. Результаты будут оцениваться по качеству представленных работ на выставках разного уровня. Кроме этого планируется составление альбома лучших детских работ и присвоение звания «Кружковец- инструктор».
Тематический план
№ | Тема | К-во час | Из них | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Вводная | 2 | 1 | 1 |
2. | История квиллинга и основные понятия и формы | 4 | 1 | 3 |
3. | Открытки в технике квиллинг | 20 | 4 | 16 |
4. | Панно | 60 | 20 | 40 |
5. | Объемный квиллинг | 36 | 8 | 28 |
6. | Коллективные работы | 20 | 20 | |
7. | Подведение итогов освоения программы | 2 | — | 2 |
Итого | 144 | 34 | 110 |