Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 Структурное подразделение
  КОУ Омской области
"Адаптивная школа-интернат № 17"

Пятница, 26.04.2024, 07:09
Приветствую Вас Гость | RSS



Меню сайта
НП «Образование»
Метод. объединения
Профсоюз
Отклик
Объясняем.РФ
Портфолио
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Образование
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Одной из задач современного общества является личностное развитие учащихся.

Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла российской системы формирования подрастающего поколения. Нравственному развитию личности придаётся первостепенное значение.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся. В каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями: доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело.

Программа «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»

(для занятий с учащимися начальных классов во внеклассной работе в условиях адаптивной школы).

Автор Самохина А.В.

Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Умение соотносить совершаемый поступок с известным образцом нравственного поведения и оценивать его требует от ребенка не только знания моральных требований к поведению человека в обществе, но и оценки различных моделей поведения. Этика позволяет погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики.
Формирование нравственности или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике — философской науке о морали  существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Нравственно-этическое воспитание — это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания — сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях,  детях и др.
Особенно это необходимо учитывать при построении воспитательной работы с «детьми особой заботы» в условиях учреждения специального(коррекционного) учреждения. Общая незрелость личности умственно — отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных интересов, повышении внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной самооценки. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.
Между тем, при условии правильно организованной воспитательной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно  устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме. Проведённые опросы, беседы, наблюдения за детьми с нарушением интеллекта позволяют сделать вывод, что дети имеют низкие знания в области этики, что они не задумываются о своём поведении, поступках.
Анализ изученной литературы авторов: Селевко Г.К, Ухтомский А.А., Левина О.Г., Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сухомлинский В.А, Яновская М.Г., Щуркова Н., Литвинова Л. С., Шемшурина А.И., Строганова Л.В , Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Коч А.А., Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., и др.позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной темы применительно к условиям специального (коррекционного) учреждения VIII вида, поэтому возникла необходимость в разработке программы «Нравственно- этическое воспитание младших школьников в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида»
 
Цель программы:
Формирование у младших школьников культуры поведения (культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры).
Задачи программы:
• Ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе
• Развитие социальных эмоций и нравственных чувств: сопереживание, сочувствие и др.
Осознание и понимание переживаний других людей, распознавание эмоций.
• Формирование навыков моральной регуляции поведения как требования человека к самому себе.
• Формирование адекватной самооценки.
Программа составлена на основании учебно — методического пособия «Этическое воспитание младших школьников./Сост. ФК Лопаткина.- Омск. Гос. университет 2004г.
В содержании программы выделяются следующие разделы:
• Я и мое место на земле
• В мире вежливых слов
• Я, ты, мы
• Мое, твое, наше
• Прекрасный мир вокруг нас.
Программа рассчитана на занятия с детьми младшего школьного возраста в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.
Занятия будут проходить три раза в месяц в течение учебного года по 30 минут в учебном кабинете, игровой, актовом и спортивном залах. К проведению занятий будут привлекаться следующие специалисты: учитель, музыкальный руководитель, психолог, библиотекарь и социальный педагог.
Для проведения занятий необходима следующее материально-техническое оснащение: аудио- и видео-средства, тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравствен-ного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений, иллюстрации, плакаты, раздаточный и дидактический материал.
Программа по этике строится с учетом таких дидактических принципов, как посильность и научность, доступность, связь обучения с жизнью и преемственность.
В качестве основного средства обучения на уроках этики используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений.
Литературное произведение — организующий центр занятия. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы.
Работа по произведению или по предложенной детям ситуации из жизни строится на выяснении причин возникновения конфликта, мотивов поведения персонажей, возможных путей разрешения конфликта, оценки поведения или поступка и определении каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации. Красной нитью через весь курс проходит мысль;
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Обязательным элементом занятия является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Выявление собственной позиции в той или иной ситуации способствует формированию у учащихся уверенности в отношениях со сверстниками, умения думать в момент совершения поступка, осознанию своего собственного «Я».
Разработки занятий содержат определения категорий, которые раскрываются на уроках по-разному:
• формулируются взрослым в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога;
• в ходе беседы или анализа ситуации взрослый выводит детей на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не употребляя термина;
• взрослый уточняет значение уже известных детям слов.
Все определения понятий даются по «Словарю русского языка» СИ. Ожегова.
В процессе занятий предполагается познакомить учащихся с этическими понятиями «дружба», «уважение», «воспитанность», «сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло».
Занятие имеет обязательную структуру:
• Введение в тему занятия(вступительное слово взрослого или вопросы взрослого к детям с последующим обобщением ответов;
• работа с материалом, подготовленным детьми дома
• Основная часть занятия (включает беседу по произведению)
• Итог занятия.
Итог занятия предлагается подвести самим детям, отвечая на вопрос взрослого. Это позво-
ляет педагогу избежать излишней назидательности, а учащимся- проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на занятии знаний.
Отдельные занятия предполагают выполнение домашних заданий, цель которых- использо-вать полученную детьми информацию в практической деятельности или подготовить материал для следующей темы.
На занятиях используются также: игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие дела, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал и др.
Работа на занятиях опирается также на знания, получаемые на уроках .
Основные критерии успешного освоения программы будут:
• Знание и понимание детьми этических понятий: «дружба», «уважение», «воспитанность»,
«сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло».
• Развитость социальных эмоций и нравственных чувств: сопереживание, сочувствие и др.
Сформированность навыков моральной регуляции поведения как требования человека к самому себе.
• Наличие адекватной самооценки.
Проверка наличия полученных знаний и умений будет проводиться в конце учебного года с использованием тестов, педагогических диагностик и методом наблюдения.
 

Тематический план

 

 

 

Тема 

 

 

Кол. час  Из них
Теор. Практ.
1. Я и мое место на земле. 5 1 4
2. В мире вежливых слов. 6 1 5
3. Я, ты, мы. 8 1 7
4. Мое, твое, наше. 7 1 6
5. Прекрасный мир вокруг нас. 4 1 3
  Всего 30 5 25

Литература, использованная при составлении программы

  1. Азбука нравственного взросления : методический материал / В. И. Петрова [и др.]. — СПб.:Питер, 2007.
  2. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях : методический материал / Г. И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. — М.: Народное образование,2002
  3. Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. — М.: ИПС РАО, 1997.
  4. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы : Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М.: 5 за знания,2005.
  5. Нравственность в современном мире : методический материал / Сост. О. В. Крючкова, О.А. Хаткевич. — Минск : Красико-принт, 2003. -128 с. — (Деятельность классного руководителя).
  6. Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Программа «Азбука нравственного образования»Воспитание школьников с № 2 — 2006 г. — по № 5 2010 г.
  7. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе : Практическое пособие / Е. П. Сгибнева.2-е изд., испр. — М.: Айрис-Пресс, 2005.
  8. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. -М.: Народное образование, 2002.
  9. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. — М.: Изд-во РИГОСРО, 1996.
  10. Селевко Г.К. Личностный подход. — Ярославль, 2005.
  11. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. — Ярославль: ИРО, 2001.
  12. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М.: Народное образование, 2000.
  13. Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. — Ярославль: ИРО, 2002.
  14. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. — М.: Народное образование, 1998.
  15. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
  16. Селевко Г.К., Курзина Т.Н. Методика преподавания этики. Ч. 1. — Ярославль, 2005.
  17. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 1-ый класс. — Ярославль, 2005.
  18. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 2-ой класс. — Ярославль, 2005.
  19. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 3-ий класс. — Ярославль, 2005.
  20. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 4-ый класс. — Ярославль, 2005.
  21. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. — М, 2000.
  22. Селевко Г.К., Смирнова СВ. Рыбинская современная гимназия. Опыт построения ТСРЛ. Ярославль, 2005..
  23. Соловьева О.Ю. Найди свой путь (Предпрофильный курс): Методические указания к учебнику. — Ярославль — Москва, 2005.
  24. Строганова Л.В., Диагностика нравственной воспитанности подростков Воспитание
    школьников № 6 — 2009
  25. Ухтомский А.А. о воспитании и самовоспитании / Под ред. Г.К. Селевко. — Ярославль:ИРО, 2002.
  26. Шемшурина А.И., Диалоги со школьниками о главном Воспитание школьников № 7 — 2011
  27. Алоева, М. А. Классные часы в 5-7 классах : методический материал / М. А. Алоева; ред. Г.Н. Сибирцова. — 8-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2003,2007,2008. — 320 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). — Национальный проект «Образование»

 Литература для детей

  1. Барто А. Медвежонок- невежа. М. 1985
  2. Беломлинский М.С.Далинский Л.Д. Веселый звонок.Л. 1977
  3. Воронкова Л.Ф.Сад под облаками.М. 1978
  4. Григорьев О. Говорящий ворон. Л. 1989
  5. Дриз О. Моя песенка. М. 1988
  6. Житков Б.С. Что я видел Л. 1979
  7. Кульская И. Солнечный дождь. М. 1979
  8. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. М. 1983
  9. Михалков СВ. Стихи и сказки. МЛ970
  10. Мошковская Э. Веселый ветер. Стихи. М. 1975
  11. Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Омск. 1988
  12. Осеева В.А. Три сына. М. 1977
  13. Толстой Л.Н. Рассказы, басни, сказки, былины. М.1961.

 

Поиск
Онлайн-голосование
Год педагога
Главный корпус
Мы ВКонтакте
РЦ «Открытый мир»
Консультации
Соц.-псих. служба
8-800-200-04-11
ЗОЖ-55
Сайт для родителей
Цифровая школа
Родителям
Школьникам
Педагогам
...
Сетевичок
Полезные ссылки
ТГ (архив)
Вход на сайт
Copyright MyCorp © 2024uCoz