Одной из задач современного общества является личностное развитие учащихся.
Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла российской системы формирования подрастающего поколения. Нравственному развитию личности придаётся первостепенное значение.
В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся. В каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями: доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело.
Программа «Нравственно-этическое воспитание младших школьников»
(для занятий с учащимися начальных классов во внеклассной работе в условиях адаптивной школы).
Автор Самохина А.В.
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития является подготовка таких детей к самостоятельной жизни. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Умение соотносить совершаемый поступок с известным образцом нравственного поведения и оценивать его требует от ребенка не только знания моральных требований к поведению человека в обществе, но и оценки различных моделей поведения. Этика позволяет погрузить школьника в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики.
Формирование нравственности или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике — философской науке о морали существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Нравственно-этическое воспитание — это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания — сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях, детях и др.
Особенно это необходимо учитывать при построении воспитательной работы с «детьми особой заботы» в условиях учреждения специального(коррекционного) учреждения. Общая незрелость личности умственно — отсталого ребенка выражается в низком уровне познавательных интересов, повышении внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной самооценки. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.
Между тем, при условии правильно организованной воспитательной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме. Проведённые опросы, беседы, наблюдения за детьми с нарушением интеллекта позволяют сделать вывод, что дети имеют низкие знания в области этики, что они не задумываются о своём поведении, поступках.
Анализ изученной литературы авторов: Селевко Г.К, Ухтомский А.А., Левина О.Г., Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сухомлинский В.А, Яновская М.Г., Щуркова Н., Литвинова Л. С., Шемшурина А.И., Строганова Л.В , Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Коч А.А., Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., и др.позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной темы применительно к условиям специального (коррекционного) учреждения VIII вида, поэтому возникла необходимость в разработке программы «Нравственно- этическое воспитание младших школьников в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида»
Цель программы:
Формирование у младших школьников культуры поведения (культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры).
Задачи программы:
• Ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе
• Развитие социальных эмоций и нравственных чувств: сопереживание, сочувствие и др.
Осознание и понимание переживаний других людей, распознавание эмоций.
• Формирование навыков моральной регуляции поведения как требования человека к самому себе.
• Формирование адекватной самооценки.
Программа составлена на основании учебно — методического пособия «Этическое воспитание младших школьников./Сост. ФК Лопаткина.- Омск. Гос. университет 2004г.
В содержании программы выделяются следующие разделы:
• Я и мое место на земле
• В мире вежливых слов
• Я, ты, мы
• Мое, твое, наше
• Прекрасный мир вокруг нас.
Программа рассчитана на занятия с детьми младшего школьного возраста в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.
Занятия будут проходить три раза в месяц в течение учебного года по 30 минут в учебном кабинете, игровой, актовом и спортивном залах. К проведению занятий будут привлекаться следующие специалисты: учитель, музыкальный руководитель, психолог, библиотекарь и социальный педагог.
Для проведения занятий необходима следующее материально-техническое оснащение: аудио- и видео-средства, тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравствен-ного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений, иллюстрации, плакаты, раздаточный и дидактический материал.
Программа по этике строится с учетом таких дидактических принципов, как посильность и научность, доступность, связь обучения с жизнью и преемственность.
В качестве основного средства обучения на уроках этики используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений.
Литературное произведение — организующий центр занятия. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы.
Работа по произведению или по предложенной детям ситуации из жизни строится на выяснении причин возникновения конфликта, мотивов поведения персонажей, возможных путей разрешения конфликта, оценки поведения или поступка и определении каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации. Красной нитью через весь курс проходит мысль;
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Обязательным элементом занятия является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Выявление собственной позиции в той или иной ситуации способствует формированию у учащихся уверенности в отношениях со сверстниками, умения думать в момент совершения поступка, осознанию своего собственного «Я».
Разработки занятий содержат определения категорий, которые раскрываются на уроках по-разному:
• формулируются взрослым в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога;
• в ходе беседы или анализа ситуации взрослый выводит детей на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не употребляя термина;
• взрослый уточняет значение уже известных детям слов.
Все определения понятий даются по «Словарю русского языка» СИ. Ожегова.
В процессе занятий предполагается познакомить учащихся с этическими понятиями «дружба», «уважение», «воспитанность», «сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло».
Занятие имеет обязательную структуру:
• Введение в тему занятия(вступительное слово взрослого или вопросы взрослого к детям с последующим обобщением ответов;
• работа с материалом, подготовленным детьми дома
• Основная часть занятия (включает беседу по произведению)
• Итог занятия.
Итог занятия предлагается подвести самим детям, отвечая на вопрос взрослого. Это позво-
ляет педагогу избежать излишней назидательности, а учащимся- проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на занятии знаний.
Отдельные занятия предполагают выполнение домашних заданий, цель которых- использо-вать полученную детьми информацию в практической деятельности или подготовить материал для следующей темы.
На занятиях используются также: игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие дела, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал и др.
Работа на занятиях опирается также на знания, получаемые на уроках .
Основные критерии успешного освоения программы будут:
• Знание и понимание детьми этических понятий: «дружба», «уважение», «воспитанность»,
«сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло».
• Развитость социальных эмоций и нравственных чувств: сопереживание, сочувствие и др.
Сформированность навыков моральной регуляции поведения как требования человека к самому себе.
• Наличие адекватной самооценки.
Проверка наличия полученных знаний и умений будет проводиться в конце учебного года с использованием тестов, педагогических диагностик и методом наблюдения.
Тематический план
№
|
Тема
|
Кол. час |
Из них |
Теор. |
Практ. |
1. |
Я и мое место на земле. |
5 |
1 |
4 |
2. |
В мире вежливых слов. |
6 |
1 |
5 |
3. |
Я, ты, мы. |
8 |
1 |
7 |
4. |
Мое, твое, наше. |
7 |
1 |
6 |
5. |
Прекрасный мир вокруг нас. |
4 |
1 |
3 |
|
Всего |
30 |
5 |
25 |
Литература, использованная при составлении программы
- Азбука нравственного взросления : методический материал / В. И. Петрова [и др.]. — СПб.:Питер, 2007.
- Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях : методический материал / Г. И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. — М.: Народное образование,2002
- Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб. — М.: ИПС РАО, 1997.
- Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы : Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М.: 5 за знания,2005.
- Нравственность в современном мире : методический материал / Сост. О. В. Крючкова, О.А. Хаткевич. — Минск : Красико-принт, 2003. -128 с. — (Деятельность классного руководителя).
- Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Программа «Азбука нравственного образования»Воспитание школьников с № 2 — 2006 г. — по № 5 2010 г.
- Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе : Практическое пособие / Е. П. Сгибнева.2-е изд., испр. — М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. -М.: Народное образование, 2002.
- Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. — М.: Изд-во РИГОСРО, 1996.
- Селевко Г.К. Личностный подход. — Ярославль, 2005.
- Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. — Ярославль: ИРО, 2001.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М.: Народное образование, 2000.
- Селевко Г.К. Теория и практика технологии саморазвития личности. — Ярославль: ИРО, 2002.
- Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. — М.: Народное образование, 1998.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
- Селевко Г.К., Курзина Т.Н. Методика преподавания этики. Ч. 1. — Ярославль, 2005.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 1-ый класс. — Ярославль, 2005.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 2-ой класс. — Ярославль, 2005.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 3-ий класс. — Ярославль, 2005.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Начала этики. 4-ый класс. — Ярославль, 2005.
- Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. — М, 2000.
- Селевко Г.К., Смирнова СВ. Рыбинская современная гимназия. Опыт построения ТСРЛ. Ярославль, 2005..
- Соловьева О.Ю. Найди свой путь (Предпрофильный курс): Методические указания к учебнику. — Ярославль — Москва, 2005.
- Строганова Л.В., Диагностика нравственной воспитанности подростков Воспитание
школьников № 6 — 2009
- Ухтомский А.А. о воспитании и самовоспитании / Под ред. Г.К. Селевко. — Ярославль:ИРО, 2002.
- Шемшурина А.И., Диалоги со школьниками о главном Воспитание школьников № 7 — 2011
- Алоева, М. А. Классные часы в 5-7 классах : методический материал / М. А. Алоева; ред. Г.Н. Сибирцова. — 8-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2003,2007,2008. — 320 с.: ил. — (Сердце отдаю детям). — Национальный проект «Образование»
Литература для детей
- Барто А. Медвежонок- невежа. М. 1985
- Беломлинский М.С.Далинский Л.Д. Веселый звонок.Л. 1977
- Воронкова Л.Ф.Сад под облаками.М. 1978
- Григорьев О. Говорящий ворон. Л. 1989
- Дриз О. Моя песенка. М. 1988
- Житков Б.С. Что я видел Л. 1979
- Кульская И. Солнечный дождь. М. 1979
- Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. М. 1983
- Михалков СВ. Стихи и сказки. МЛ970
- Мошковская Э. Веселый ветер. Стихи. М. 1975
- Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Омск. 1988
- Осеева В.А. Три сына. М. 1977
- Толстой Л.Н. Рассказы, басни, сказки, былины. М.1961.