Программа «Ручной труд».
Автор Ремыга Г.В.
Пояснительная записка
Ручной труд является важнейшим видом трудовой деятельности учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школыVIII вида. Активные физические действия пальцами благотворно влияют на развитие всего организма. Развивая мелкую моторику рук, можно создать предпосылки для становления многих психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия ручным трудом способствуют расширению общего кругозора учащихся, расширению словаря, активизации познавательной деятельности. В этом отношении трудно переоценить значение квиллинга. Квиллинг еще называют «бумажной филигранью». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIVначале XVвека. В XV – XVI веке квиллинг считался искусством, в XIXвеке — дамским развлечением. Большую часть XXвека оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Квиллинг имеет множество техник и стилей. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют для украшения открыток, альбомов и т.д. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию, художественные возможности. Целенаправленная учебная деятельность вырабатывает у детей такие положительные личностные качества как терпение, настойчивость, аккуратность.
В процессе занятий квиллингом у детей вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, развиваются внимание, память, речь.Специальное внимание на занятиях по ручному труду уделено воспитанию у детей привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможностей их самовыражения. В ходе усвоения программного материала учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности. Программа позволяет индивидуально подходить к возможностям учащихся (более сильные учащиеся выполняют сложные конструкции, слабые – работу попроще).
Программа «Квиллинг» рассчитана на один учебный год для учащихся 7 класса специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы VIII вида (один час в неделю в рамках общешкольного режима дня).
Цель программы:
развитие творческих возможностей учащихся с проблемами в развитии в процессе освоения техники квиллинга.
Обучающие задачи:
— дать детям знания о происхождении и истории развития квиллинга;
— ознакомить со свойствами бумаги разной фактуры;
— познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
— обучить различным приемам работы с бумагой при создании плоских и объемных композиций.
Развивающие задачи:
— развивать устойчивое внимание; логическое и пространственное воображение;
— развивать мелкую моторику рук средствами специфической работы в технике квиллинга.
Воспитательные задачи:
— совершенствовать конкретные трудовые навыки в работе с измерительными инструментами, ножницами, приспособлениями для закрутки лент;
— формировать культуру труда: организация рабочего места, аккуратность в выполнении работ;
— развивать творческую и художественную активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы, лежащие в основе программы:
— доступность – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
— наглядность;
— постепенное усложнение.
Методы, используемые при проведении занятий:
— словесный;
— наглядный;
— практический;
— репродуктивный;
— фронтальный;
— групповой;
— индивидуальный;
— индивидуально – фронтальный.
Учащиеся должны знать:
— названия и назначение инструментов и материалов, используемых для квиллинга;
— отличие этого вида творчества от других;
— основные формы квиллинга: «капля», «глаз», «спираль», «квадрат», «треугольник»;
— понятия: орнамент, цветовой круг, основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета;
— основы построения плоскостного изделия;
— понятия о пропорциях, симметрии;
— приемы соединения деталей композиции;
— правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
— работать с бумагой, изготавливать базовые формы;
— соединять детали разными способами;
— планировать последовательность работы;
— работать по образцу;
— работать по собственному замыслу;
— приобретать навыки работы в коллективе.
Тематическое планирование
7 класс
ТЕМА |
кол-во часов |
теория | практика |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
История квиллинга |
1 |
1 |
|
Знакомство со свойствами бумаги |
2 |
1 |
1 |
Основные элементы |
6 |
2 |
4 |
Изготовление цветов в технике «квиллинга» |
5 |
1 |
4 |
Изготовление открыток в технике «квиллинг» |
6 |
2 |
4 |
Изготовление панно. Коллективные работы. |
8 |
1 |
7 |
Объемный «квиллинг» |
5 |
1 |
4 |
ИТОГ: |
35 |
10 |
25 |