Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей
Известный психолог Анатолий Гармаев делит жизнь человека на 12-летние периоды развития:
От 0 до 12 лет - период запечатления моделей поведения и окружающего мира. Воспитание определяется семьёй: действиями родителей и их выбором педагога детского сада, школы, круга друзей ребёнка - детского сообщества. В это время формируются все базовые структуры личности ребенка.
От 12 до 24 лет - период преобладания внесемейного воспитания. Растет авторитет подростковой и молодёжной среды. Это период самостоятельного эксперимента с различными моделями поведения. От того, что видел, слышал, делал ребёнок первые 12 лет, зависит проявление его положительных или отрицательных свойств характера, унаследованных от родителей и соответствующих его конституции. Подросток не случайно попадает в плохую компанию. Он выбирает наиболее созвучную его внутреннему состоянию. Он не случайно становится зависимым от наркотиков, компьютера и т. п. Этому предшествует длительный период депрессивного состояния, пустоты, наполняемой виртуальными агрессивными образами фильмов, рекламы, компьютерных игр. В 2000 году в Санкт-Петербурге 40-60% старшеклассников имели опыт употребления наркотиков, 10% постоянно употребляли героин, 31% - постоянно употребляли алкоголь.
В 2004 году при обследовании малышей детского сада в группу психологического риска специалисты отнесли от 50 до 95% детей. 50% детей плохо эмоционально дифференцировали свои чувства и ценности. Наблюдается так называемая амбивалентность: негативные и позитивные эмоции они рисуют одним цветом. У 40% малышей наблюдалась психологическая инверсия, то есть страх, болезнь окрашены в позитивные тона, радость, любовь - в тёмные и даже чёрные. На первое место у таких детей выходят такие эмоции, как скука, тоска, обида, ссора, злоба, равнодушие. Воспитатели, отработавшие в детском саду 20-30 лет, отмечают просто взрыв необычных форм агрессивного детского поведения. Конечно, родителям тяжело с такими детьми. Родители жалуются на неуправляемость малышей, невозможность уложить их спать. Они обеспокоены присоединением к уже привычным диагнозам энцефалопатии таких диагнозов, как агрессия неясной этиологии, дизритмия, нарушение основного альфа-ритма биоэлектрической активности мозга, вплоть до его исчезновения. Они экспериментируют с моделями поведения виртуальных героев и своего реального детства. Иногда эти эксперименты заканчиваются трагически.
Петербургский психолог М. А. Куртышева выделяет три основных условия обеспечения психической устойчивости детей и выработки доминанты процессов торможения нервной системы ребенка:
1) организация чёткого режима дня, особенно сна и бодрствования;
2) дисциплина;
3) гармоничное окружение и деятельность ребенка на всех этапах формирования его личности в семье.
Но прежде чем приступить к психологической реабилитации семьи - следует остановить информационно поражающий поток, бомбардирующий сознание наших детей ежедневно и ежечасно. Участники международной программы из 13 европейских стран под патронажем Европейского парламента вручили Почётную Грамоту создателям фильма "Виртуальная агрессия" "...за огромный позитивный вклад в дело воспитания нового поколения...". Этот фильм вскрыл страшную правду об информационном поражении психики детей современным телевидением, компьютерными технологиями.
Следующий этап - гармонизация окружения и деятельности ребенка вместе с родителями, наполнение радостью жизни семьи.
Первое психическое состояние человека по Карлу Юнгу - слитность с психикой родителей. Нервные и психические нарушения у детей вплоть до 12 лет вызваны исключительно нарушениями психической сферы родителей. Только вместе с родителями, помогая и родителям и детям выйти из депрессии, сегодня можно воспитать психологически здорового ребенка.
Для удобства родителей, желающих иметь психологически здоровых детей, создана таблица, в которой чётко перечислены все этапы формирования личности ребёнка и необходимые действия родителей (табл. 33).
Таблица 32
Отражение периода запечатления в течение жизни
(Каждая колонка читается отдельно, сверху вниз:
например, проблемы в возрасте от 3 до 5 лет отражаются в возрасте от 19 до 21 года,
от 26 до 28 лет, от 40 до 42 лет и т. д.)
Внутриутробный период | 0-3 года | 3-5 лет | 5-7 лет | 7-10 лет | 10-12 лет |
---|---|---|---|---|---|
Проявление проблемы возможно в любой период жизни |
21-24 года 24-26 лет 42-44 года 44-46 лет |
19-21 год 26-28 лет 40-42 года и т. д. |
17-19 лет 28-30 лет 38-40 лет |
14–17 лет 30–32 года 36–38 лет |
12-14 лет 32-34 года 34-38 лет |
Помните! В период запечатления от 0 до 12 лет (и особенно от 0 до 3 лет) каждое Ваше действие, состояние и всё окружение ребёнка "запечатлевается" в его сознании и подсознании - от этого зависят основные успехи и неуспехи его взрослой жизни. |
Поэтому: ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
("Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребёнка", стр. 316-329)
http://nsp-zdorovje.narod.ru/index.html