Социальные сети и блогосфера
Одновременно с появлением доступного Интернета стали развиваться средства, облегчающие методы коммуникации между людьми. Из простейших чатов они постепенно превратились в разнообразные социальные сети и блогосферу с всеобъемлющим охватом. В мире, к концу этого года, будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными социальными сетями и блогами в России являются Livejournal (более известный в России под названием «Живой Журнал») (общее количество зарегистрированных пользователей в мире более 40 млн., из них в России — более 3 млн. пользователей), Facebook (почти 7 млн. пользователей), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов[1]) и «Одноклассники» (более 200 млн. зарегистрированных аккаунтов). Цифры охвата аудитории говорят сами за себя. Также как СМИ, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских и террористических групп, ведущих достаточно активную работу. Для выработки и практической реализации решений по противодействию данной активности необходимо учитывать некоторые особенности распространения социальных сетей в России, распределения их пользователей по формальным признакам, а также специфику современного восприятия информации среднестатистическими Интернет-пользователями.
Русскоязычный сектор блогосферы и социальных сетей можно условно разделить на несколько сегментов:
А) сервис блогов «Живой Журнал» (далее — ЖЖ) — это одновременно и блог-платформа для ведения онлайн- дневников (блогов), и отдельный персональный блог, размещённый на этой платформе. Предоставляет возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги («сообщества»), добавлять в друзья («френдить») других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей» («френдленте»). Старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме[2], подразумевал и подразумевает сегодня навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев — вести множество независимых друг от друга дискуссий. Из-за «тяжелого» интерфейса для полномасштабного доступа требуется «широкополосный», быстрый доступ в Интернет. Платформа достаточно гибкая по настройкам под каждого пользователя, позволяющая без использования внешних сервисов хранить изображение и звуковые файлы. Характеристика среднестатистического пользователя: возраст – более 32 лет, образование — высшее, достаток — выше среднего, место проживания — города с населением более 500 тыс. жителей. Сегодня этот сервис считается прибежищем «Интернет-элиты, обсуждающей «заумные» тексты». Сейчас, в период украинского кризиса, компания СУП, управляющая кириллическим сегментом ЖЖ, реализует достаточно спорную политику, отвечающую скорее интересам головного офиса в США, нежели чем политике России, что выражается в ограничении доступа к блогам, публикующим информацию, не соответствующую западной позиции по Украине. ЖЖ характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»[3]. Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует основной площадкой именно «Живой Журнал», в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т. д. Представительства в соцсетях террористических и резко оппозиционных организаций и движений также базируются в ЖЖ;
Б) социальная сеть Facebook — ныне все более популярная, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Основанная Майклом Цукербергом в 2004 г., сегодня она охватывает более 1,2 млрд. пользователей. Русскоязычный сектор насчитывает более 7 млн. аккаунтов. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но, в отличие от ЖЖ, не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «лайк», подразумевающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система «мгновенных сообщений» служит все более и более удобной заменой Интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP. Платформа позволяет хранить на своих мощностях видео- и фотоизображения. Аудитория — всевозрастная, с меньшим разграничением по достатку или ареалу проживания;
В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» — отечественные соцсети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» Интернет-канала и во многом именно поэтому имеют гораздо большее распространение в регионе Северного Кавказа, где используется сравнительно низкоскоростной Интернет, особенно в горной местности. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Наибольшее распространение имеют среди молодежи (до 25 лет), в сельской местности или небольших городах. Эти соцсети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или умения вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией — фото или видео, не случайно именно соцсеть «ВКонтакте» стала участником большого количества скандалов с «пиратским» контентом. Проект «ВКонтакте» был запущен 10 октября 2006 г. и изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». Что касается статистики, то считается что сегодня зарегистрировано более 200 млн. аккаунтов в сети. Сколько из них действительно активных — эти данные можно оценить лишь приблизительно. По данным на январь 2014 г., ежедневная аудитория «ВКонтакте» — около 60 млн. человек[4];
Г) «Твиттер» — сервис для публичного обмена короткими (до 140 символов) сообщениями, так называемый микроблог. Общее количество пользователей в мире около 200 миллионов. Сейчас наиболее быстро развивающаяся площадка. «Арабская весна» 2011 г. получила название «Твиттер-революции» из-за использования преимущественно «Твиттера» для управления протестующими. Становится наиболее активной платформой управления для проведения массовых акций.
[1] Аккаунт (заимств.) — учетная запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе компьютерной системе
3 Зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имеющие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)
[3] «Лайк» — показатель отношения пользователей к сообщению в соцсетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению. Изначально в соцсети Facebook выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки
[4] Антон Благовещенский. «ВКонтакте» посетили более 60 миллионов человек за сутки, «Российская газета» (21 января 2014)