Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 Структурное подразделение
  КОУ Омской области
"Адаптивная школа-интернат № 17"

Четверг, 25.04.2024, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS



Меню сайта
НП «Образование»
Метод. объединения
Профсоюз
Отклик
Объясняем.РФ
Портфолио
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Образование
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия

  «Занимательная психология»

Арт-терапия как средство коррекции

Пояснительная записка

Данная коррекционная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта, для эмоционального состояния которых характерно проявление повышенного уровня тревожности. Тревожность как черта личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Ее проявление в подверженности действию различных стрессоров всегда индивидуализировано: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Подростковый возраст — наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет наибольшие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. В то же время нереализация его возрастных и индивидуальных особенностей, нарушения в детско-родительских отношениях ведут за собой рост тревожности ребенка. Тревожность является индикатором психологического неблагополучия, нарушений в эмоциональном и социальном развитии растущего человека. По мере закрепления неадекватного отношения ребенка к себе, своим возможностям, неадекватность становится устойчивой чертой его отношения к миру. Все это сильно осложняет процесс интеграции ребенка в здоровое общество. Следовательно, становится очевидной необходимость своевременного оказания социально-психологической помощи данной категории детей. Исходя из этих положений, разработана данная программа с целью коррекции поведения детей с нарушениями эмоционального состояния, проявляющегося в повышенном уровне тревожности.

В основу данной коррекционной программы положены:

• теория о цветовосприятии М. Люшера (М. Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия, выявив объективный характер психологических значений различных цветов).

• коррекционная методика Дж. Аллана, основанная на восстановлении аутентичности визионерской деятельности ребенка и предполагающая использование серийного рисования, т.е. еженедельного проведения занятий рисованием в присутствии консультанта. Рисунки в сочетании с игровой инсценировкой служат средствами экстериоризации глубоких физических и психических шрамов.

Используемые в коррекционной программе приемы изодеятельности связаны с рекреацией, саморазвитием, общением, самореализацией ребенка.

Цель коррекционной программы — создание безопасного и защищенного эмоционального пространства для ребенка, стимулирование личностного развития школьника, развитие его эмоциональной сферы и коррекция поведенческих реакций средствами арттерапии, цветопсихологии и приемов психологии общения на основе интегрированного подхода.

Задачами программы являются:

1.стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка;

2.формирование оптимистического, гуманистического, созидающего мироощущения;

3.формирование адекватных эмоциональных реакций ребенка в отношении себя, своих возможностей и окружающего мира;

4.моделирование психических явлений личности ребенка посредством позитивных эмоций и эмпатии, формирование эмоциональной отзывчивости на красоту человеческих чувств;

5.формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия в диаде и группе и связанных с этим позитивных эмоциональных переживаний.

В плане социальной адаптации рисунки служат одним из средств, позволяющих ребенку сообщить семье о своих переживаниях.

Проективное рисование позволяет специалисту: глубже познакомиться с внутренним миром ребенка; выявить его индивидуальные и личностные особенности; более эффективно общаться с родителями ребенка.

Опыт работы показал, что дети нередко испытывают трудности при обсуждении своих тревог, страхов, но достаточно ясно изображают их на своих рисунках (А. И. Захаров). В этом случае рисунки используются для перехода к беседе. Педагог может показать рисунки родителям (при согласии ребенка), чтобы помочь им понять некоторые из внутренних подростковых проблем. Важно отметить, что динамика коррекции эмоционального состояния каждого ребенка имеет свой темп. Этот темп определяется характером психологической травмы, проблематики и силой ЭГО конкретного ребенка. Одни дети начинают с формирования образов проблемы, другие — с формирования образов компенсации и исцеления, а третьи ограничиваются созданием стереотипных рисунков.

Эффективным средством социально-психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам детей со стороны родителей и специалистов и их сотрудничестве.

Тематический план занятий

Название темы

Часы

  Диагностика. Исследование психоэмоционального состояния ребенка. 2
  Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов в группе. 2
  Тренинговое занятие «Волшебные краски». 2
  Психосенсорное занятие «История из жизни цветов». 2
  Тематическое рисование. Взаимосвязь чувств и цвета. 2
  Тренинговое занятие «Карта моего внутреннего мира» 2
  Тренинговое занятие «Цветные звуки моего тела» 2
  Исследование динамики межличностных отношений в группе. 2
  Рисование пальцами. Пятно-силуэт. Релаксация и направленное формирование образов. 4
  Рисование цветов. Цветочные натюрморты. Создание цветовой гармонии как терапевтики эмоционального состояния. 2
  Техника «Коллаж». «Все грани моего Я». 2
  Создание иллюстраций («Сказкотерапия в картинках»). 2
  Совместное проективное рисование. Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Изготовление аппликации. 4
  Открыткотерапия как процесс интериоризации позитивных образов. Развитие эмпатийных чувств личности. 2
  Диагностика эффективности коррекционной программы. 2
  Выставка детских работ. Рефлексия курса. 2

 

                                                                                                 Всего часов 36

 

Каждое занятие строится по блокам.

Вся программа факультативного курса  СКАЧАТЬ

 

 

 

Поиск
Онлайн-голосование
Год педагога
Главный корпус
Мы ВКонтакте
РЦ «Открытый мир»
Консультации
Соц.-псих. служба
8-800-200-04-11
ЗОЖ-55
Сайт для родителей
Цифровая школа
Родителям
Школьникам
Педагогам
...
Сетевичок
Полезные ссылки
ТГ (архив)
Вход на сайт
Copyright MyCorp © 2024uCoz